Всего пару лет назад тема 3DTV была одной из главных на отраслевых выставках и форумах. Производители потребительского оборудования и вещатели пророчили стереоскопическому телевидению большое будущее, однако оно до сих пор не получило массового распространения. Почему так произошло и как дать 3DTV новый импульс к развитию, корреспонденту "Стандарта" Анне Шумицкой рассказал управляющий ООО "ЗД‑Медиагрупп" (торговая марка 3D Media Group) Дмитрий Ершов.
- Почему 3D-телевидение не пользуется популярностью?
- Ситуация складывается парадоксальная. С технической точки зрения для этого нет никаких преград. Во-первых, к приему 3DTV подготовлена сама аудитория. Если верить отчетам производителей потребительской электроники, то уже около 70 % всех продаваемых в России телевизоров поддерживают формат трехмерного изображения. Во-вторых, создателям телевизионного контента вполне доступно хорошее профессиональное оборудование для производства 3D. И в-третьих, телеканал 3D не предъявляет никаких специфических требований к сетям передачи данных, для его трансляции необходима такая же полоса пропускания, как и для HD. Основная проблема, из-за которой тормозится развитие 3D-телевидения, заключается в отсутствии контента, пригодного для телевизионного вещания.
- Но ведь как минимум существует много 3D-фильмов.
- Это так, на протяжении последних лет практически все киноленты выходят на большие экраны параллельно в двух версиях: 2D и 3D. Однако этот контент плохо подходит для телевизионного вещания. Как правило, 3D-фильмы, показываемые в кинотеатрах, изначально рассчитаны на большой экран, и поэтому при их просмотре на экране телевизора зрители не ощущают того 3D-эффекта, который могли видеть в кинозале. Картинка кажется им более плоской. Но надо отдать должное, такие ленты рекламируют технологию 3D. Таким образом, подходящего для ТВ контента мало, и его необходимо создавать с учетом того, что зритель будет смотреть эти передачи на гораздо меньшем экране, нежели в кинотеатре. Причем сделать полноценное трехмерное изображение из двухмерного, пусть даже высокого качества, возможно, но требует очень больших финансовых вложений. Именно так был создан фильм "Титаник" в 3D.
Для телепередач этот вариант является неоправданно сложным и экономически невыгодным. К тому же "живая" стереосъемка всегда будет более качественной, чем конвертированный 3D-вариант.
Есть еще одна проблема: создавать 3D-контент относительно дорого. Даже не столько из-за стоимости специализированной аппаратуры, сколько из-за трудоемкости процесса и, как следствие, повышенных трудозатрат. Например, медленным и кропотливым является сам процесс обработки отснятого видео, монтаж 3D-материала может занимать в несколько раз больше времени, чем HD. Кроме того, во всем мире существует острая нехватка квалифицированных монтажеров и операторов. Их надо воспитывать, причем не только обучать работе с техникой, но и формировать у них видение в 3D. Оператор в процессе съемки должен понимать, как ему подавать материал, какие ракурсы выбирать, чтобы изображение на экране выглядело максимально объемным.
- Сохраняется ли у производителей контента интерес к 3D?
- В этом плане как в России, так и во многих других странах происходит непонятная нам пробуксовка. Периодически то одна, то другая телекомпания объявляет о планах запустить 3D-канал, однако затем сворачивает проект, причем обычно без объяснения причин. Так, пару лет назад пыталась "ввязаться" в тему 3D компания "Первый ТВЧ". Совместно с Мариинским театром она организовала прямую трансляцию балета "Лебединое озеро". На наш взгляд, вышло плохо, так как были выбраны неудачные точки съемки, глубина резкости и прочее. Видимо, съемку проводили операторы, не обученные работе с 3D.
На Западе существуют те же проблемы. На выставке CSTB 2013 мы общались с представителями телеканала Fashion TV. В их брошюре было указано, что канал начал транслировать часть контента в формате 3D. Однако, как выяснилось, на момент проведения выставки проект уже был закрыт, поскольку оказался крайне дорогим. Наш опыт подсказывает, что стоимость производства стереоскопического контента для телеканала о моде ненамного превышает стоимость съемок в HD. Скорее всего, в случае с Fashion TV проект оказался дорогим прежде всего потому, что в нем принимали участие люди, которые не имели опыта работы с 3D. В итоге получается, что для развития трехмерного телевидения нужен качественный контент, создать который могут только опытные специалисты, но платить деньги за наработку опыта никто не хочет, – замкнутый круг.
- Вы такой опыт уже приобрели?
- Мы работаем с 3D три года и за это время прошли большой путь. Ведь не было никаких готовых решений и детальных рекомендаций по съемкам трехмерного изображения, все приходилось изобретать самим, пробовать, искать. Мы поняли, что стоит снимать в 3D, а что – нет, с каких ракурсов это лучше делать и какой техникой. Кстати, вопрос выбора техники для каждой конкретной съемки имеет принципиальное значение. Ее существует не так много, но надо знать, какие события требуют использования дорогой аппаратуры, а где можно обойтись и более дешевой. В конечном счете это сказывается на качестве контента и стоимости его производства.
- Кто транслирует ваш контент?
- До недавнего времени мы сотрудничали со спутниковым оператором "НТВ Плюс", который в 2010 году вместе с компанией Panasonic запустили первый в России 3D-телеканал. Около 70 % сетки вещания этого канала составлял контент нашего производства, остальной объем занимали 3D-версии кинофильмов и музыкальные клипы. На протяжении двух лет оператор рассказывал нам, что у него нет денег на продвижение 3D, и мы предоставляли ему контент почти даром. Ведь нам нужно было протестировать программы и заявить о себе, о том, что кто-то в России все-таки создает 3D. Помимо "НТВ Плюс" мы также сотрудничали с онлайн-кинотеатром "Билайн ТВ", который разместил для скачивания видео по запросу несколько созданных нами записей концертов российских музыкантов.
Однако в прошлом году мы начали развивать 3DTV совместно с компанией HD Media – 27 декабря 2012 года запустили в тестовом режиме информационно-развлекательный канал HD Media 3D. Он распространяется в ТВ-пакетах региональных кабельных, IPTV, спутниковых и эфирных операторов, а также доступен для просмотра в Интернете через приложение Vintera.TV, которое поддерживается на операционных системах iOS и Android.
- В марте канал начал вещание со спутника "Ямал-300К".
- Чтобы 3D-телеканал нормально функционировал, у него должно быть около 800 часов стереоскопического контента, но набрать такой объем в России пока невозможно, даже если собирать его по крупицам по всей стране. По каналу HD Media 3D, который продолжает работать в тестовом режиме, пока крутится контент общей продолжительностью всего лишь 30 часов. Мы надеемся, что совместными усилиями с компанией HD Media до конца года сможем увеличить его объем хотя бы до 200 часов. Но даже несмотря на крайне жесткую нехватку пригодных для вещания программ, телеканал вызвал большой интерес у региональных операторов платного ТВ, которые уже долгое время сотрудничают с HD Media. Все они с радостью дополнили им ТВ-пакеты, благодаря чему телеканал уже сейчас имеет 7,5 млн подключений. Операторы все как один говорят, что потребность в 3D-канале есть, абоненты с интересом отнеслись к новинке. И я считаю запуск HD Media 3D знаковым событием, так как в результате 3D-телевидение впервые стало доступно широкой аудитории.
- Каковы ваши дальнейшие планы?
- Канал запущен, и теперь наша основная задача состоит в том, чтобы снимать для него контент. Но вы посмотрите, какое непаханое поле: у канала нет конкурентов. У нас есть идея исправить ситуацию, сделать трехмерное телевидение массовым. Для этого мы хотим к концу года запустить еще три-четыре тематических 3D-канала и уже приступили к оформлению лицензий. Какой будет направленность каналов, пока коммерческая тайна. Могу лишь сказать, что один из них будет рекламным.
Мы надеемся, что сможем обеспечить эти каналы достаточным количеством контента. Ведь процесс его создания тормозит главным образом не сама съемка, а необходимость улаживать множество вопросов, связанных с авторскими правами, получением различных разрешений, взаимодействием с Российским авторским обществом. Однако мы хотим начать снимать в таких форматах, чтобы минимизировать риски нарушения чьих-то авторских прав, и делать все самостоятельно. Это вполне реально. Тогда у нас отпадет огромное количество бумажной работы и процесс производства пойдет гораздо быстрее.
- Деньги на новые проекты уже есть?
- На что-то есть. Думаю, спонсоры найдутся. Но даже если не получится запустить все четыре канала, откроем один и будем сами его транслировать. Все это не так уж и дорого и сделать возможно, были бы заказчики на съемку программ.