Прошедшая в этом году выставка IBC в Амстердаме по своей тематике не сильно отличалась от выставки образца 2012 года. Как и в прошлый раз, на повестке дня здесь был 4K-контент. Но если в прошлом году о нем говорили преимущественно в ознакомительных тонах, то в 2013 году — уже с точки зрения практики применения, распространения и монетизации.
По мнению многих иностранных экспертов, эра коммерческого 4K не за горами. Допустим, в Европе её наступление ожидается в течение ближайших 18 месяцев, и никак не позже. Отчасти такое предположение основано на статистике, демонстрирующей, что европейцы всё чаще обращают свои взоры на телевизоры с большим экраном (а просмотр UHD-контента подразумевает наличие телевизора с диагональю экрана никак не меньше 50 дюймов, а лучше — значительно больше). А если говорить о телевизорах не только с большим экраном, но и с возможностью воспроизведения 4K-контента, то по прогнозам Фердинанла Кайзера, представителя SES, к 2025 году в потреблении европейцев будет порядка 111 млн UHD TV.
В какой-то мере эти прогнозы, по мнению Кайзера, должны подтолкнуть международных вещателей выбрать именно европейский рынок для коммерческого запуска своих UHD-каналов. Кстати, компания SES собирается на собственном примере доказать эффективность этого выбора. На выставке в Амстердаме она заявила, что в ближайшее время готовится представить два канала ультра-высокого качества для распространения на территории Европы.
На выставке IBC-2013 SES показал демо-версии этих каналов, а вот Eutelsat и Hispasat представили уже готовые продукты. Так, Eutelsat продемонстрировал на IBC-2013 телеканал ультра-высокого качества, разработанный им при поддержке Samsung и ATEME. На данном канале будут показывать контент таких известных телеканалов как Fox и National Geographic, плюс, его можно будет принимать напрямую на специальные модели UHD-телевизоров Samsung со встроенными спутниковыми приёмниками.
Что касается 4K-телеканала Hispasat, то сведений о его контенте не так много. Известно лишь, что на нём будет показываться 50-минутный документальный фильм об истории Музея Прадо, и что канал создан Hispasat при поддержке Abertis Telecom, Thomson, TVE и LG.
Помимо контента на выставке демонстрировались технологические достижения по части 4K. Так, Ericsson, Eutelsat Communications, GlobeCast, Newtec и Sky Italia показали в рамках IBC первую в мире полноценную прямую трансляцию спортивного события — матча премьер-лиги по регби, проходившего в Лондоне 15 сентября.
Данная трансляция продемонстрировала, что спутник способен на длительную и устойчивую трансляцию UltraHD телеканалов, а, следовательно, способен осуществлять прямые трансляции “тяжелого” контента — новостей, спортивных событий и прочего. По мнению Eutelsat, спортивные игры в прямом эфире будут одним из основных источников контента, стимулирующего развитие 4K/UltraHD.
“За последний год мы могли наблюдать большой прогресс в развитии 4K-технологий, обеспеченный, правда, в большей степени за счёт индустрии производителей, чем вещателей. А сейчас мы должны найти пути, чтобы доставить наши технологии потр***телям, и при этом сделать так, чтобы они были надежными и рентабельными. В этом направлении мы будем работать весь следующий год или три года. Но это не означает, что именно столько времени потребуется для того, чтобы начать реализовывать наши планы. Не всегда необходимо ждать полного развития технологии, чтобы привести её на рынок. Можно пойти на риски и сформировать рынок уже сейчас”, — считает Брайн Салливан, глава Sky Deutschland.
Это мнение явно можно отнести только к Западной Европе, так как представить, что, допустим, в России завтра кто-то рискнёт и запустит в коммерческую эксплуатацию UHD-канал, согласитесь, сложно. "Все говорят о 4K и 8K, но, на мой взгяд, это пока не актуально для российского рынка, который только привыкает к HD и DVB S2. А вообще, вся эта тема с 4K похожа на заговор производителей и поставщиков оборудования. Такое ощущение, что компаниям, наподобие Sony и Toshiba стало нечего продавать, и они инициировали появление нового формата. А вещателям теперь приходится следовать этим "трендам". Но это лишь моё мнение", - поделился своими мыслями с "Кабельщиком" Рами Голдберг, директор по продажам RRsat в Европе и на Среднем Востоке.
Стоит отметить, что не один Рами Голдберг неоднозначно относится к 4K-контенту. На выставке в Амстердаме таких было очень много. “С учетом предстоящих мега-спортивных событий как ЧМ по футболу в Бразилии, Олимпиада в Сочи 2014 и Игры Содружества в Глазго (2015) производители технологий 4К и бродкастеры оккупировали практически четверть всего выставочного пространства. При этом нельзя сказать, что участники выставки однозначно “проголосовали” за скорейшее внедрение данной технологии. В ходе панельных дискуссий голоса за и против разделились почти поровну. Оппоненты говорили о неготовности бродкастеров и зрителей принять данный формат в ускоренных темпах. Впрочем им всегда находили что возразить представители компании Sony и крупнейшего японского телевизионного холдинга NHK. В качестве основных аргументов приводилось анонсированное на прошлой неделе решение ФИФА о трансляции Чемпионата мира 2014 в формате 4К, а также официальные заявления компании Sony о согласованном с оргкомитетом Олимпиады в Токио 2020 (поддержанное официальному властями) развивать 4K и 8K для их полноценного использования при трансляции спортивных мероприятий из Японии”, — прокомментировал “Кабельщику” Денис Перепелицын, директор по внешним коммуникациям компании SPB TV.
К слову о спортивных событиях. Часть трансляций с Олимпиады в Сочи планируется также показывать в формате 4K. Организацией UHD-трансляций займётся компания “НТВ Плюс”. О соответствующих планах она объявила еще в начале текущего года, однако, на IBC-2013 анонсировала это в мировом масштабе. “В рамках подготовки к Олимпийским играм мы уже тестировали 4K в июле этого года, и мы очень хотим продемонстрировать эту технологию российским зрителям. Мы тестировали 4K с применением спутников Eutelsat, а также мозаичного кластера H.264, состоящего из четырех изображений, снятых на камеры Canon с применением кодирующих устройств Ericsson. Это работает как промежуточное решение, однако, нам необходимо добиться того, чтобы изображение передовалось единым потоком. Поэтому на других тестах, запланированных на осень этого года, мы собираемся опробовать кодак HEVC”, — рассказал в рамках выставки Олег Колесников, технический директор “НТВ Плюс”.
http://cableman.ru