Темой недавно завершившейся IFA стало разрешение 4K (или UHD). Уж и не припомню, в каком году лейтмотив был выражен столь отчетливо. В середине прошлой декады, когда на повестке дня стояло телевидение высокой четкости, внимание общественности отвлекалось от него то беспроводными сетями, то войной DVD+R с DVD-R, то появлением Blu-Ray, то противостоянием оного с HD-DVD. Ныне же UHD-телевизоры, мониторы, проекторы, планшеты и камеры правили бал в одиночку. По сути, главные выставочные площади Берлина в течение недели служили рекламной площадки для нового стандарта.
"Наибольший в мире" UHD-телевизор Samsung.
"Наибольший в мире" UHD-телевизор TCL (диагональ обоих — 110").
Ясно, что UHD-шумиха отчасти обуславливается стараниями маркетологов, нанятых производителями телевизоров с целью убедить нас в том, что новый стандарт — это "best thing ever since the invention of sliced bread and dress-preservers" (буквально — "лучшее, что появилось в мире со времен изобретения нарезного хлеба и дамских подмышников"; что-то я не могу подобрать аналогов этим ироничным идиомам; вероятно, их отсутствие говорит о присущей носителям русского языка легковерности; недостаточно иммунитета у нас к языку пресс-релизов).
С другой стороны, нельзя отрицать, что эта шумиха до некоторой степени обусловлена реальными преимуществами UHD перед Full HD.
Многие посетители выставки (и я в их числе) попытались использовать возможность непосредственного ознакомления с большим множеством UHD-дисплеев для того, чтобы составить мнение об истинном соотношении реальных достоинств UHD и искусственно подогреваемого UHD-ажиотажа (отдавая себе, по возможности, отчет в неуловимости и субъективности определения понятий "истина" и "реальность").
О том, какое я составил мнение, можно судить по заголовку данного поста: я UHD совершенно очарован и считаю многие пресс-релизы недостаточно восторженными, а прогнозы наемных экспертов — недостаточно оптимистичными.
Эта очарованность мне самому удивительна: я ведь всегда скептически относился к гонкам мегагерц и мегапикселей. Даже если оставить в стороне аллергию к магии больших чисел, мой энтузиазм в отношении HD-UHD-перехода на фоне индифферентности к SD-HD переходу выглядит как-то странно (особенно если учесть, что тогдашнее увеличение количества пикселей было 5- или 6-кратным, а теперешнее — лишь 4-кратным).
Вот две гипотезы для объяснения данного противоречия (обе не особо убедительны, но лучших не придумал):
Гипотеза 1 (психоаналитическая). В SD-HD переходе было нечто тягостное; как-никак, он сопровождался ломанием полувековой традиции. Умение интерпретировать SD-изображения вплетено в тонкие фибры сознания двух поколений и связанно с традициями, глубину и богатство коих даже неосведомленный массовый зритель подсознательно ощущает в каждом кадре (тут достаточно сказать, что дикторшам и героиням телефильмов профессиональные визажисты укладывают прически особым, телевизионным способом).
Реальность, преломленная через "SD-фильтр", приобретает некоторую обобщенность и символичность; зрителю импонирует доверие, оказываемое его воображению SD-картинкой, предполагающей необходимость восстановления отфильтрованных деталей, и, стало быть, толику активной творческой сопричастности. Гериатры не рекомендуют пенсионерам увлекаться телевизором, поскольку злоупотребления чреваты старческим слабоумием; интересно, есть ли корреляция меж его прогрессированием и разрешением картинки.
Теперь, когда "теплое ламповое" SD-изображение погребено, оплакано и забыто и подрастает новое поколение, которое SD-картинку не видело никогда, зрители и потребители (и я в их числе) переходят в своих оценках одному-единственному критерию: больше пикселей! Еще больше пикселей! Этот критерий прост и рационален, и, возможно слишком рационален для человеческой психики. Если SD-HD переход можно уподобить пересаживанию с гужевого транспорта на автомобили, то HD-UHD переход — это что-то вроде внедрения общей топливораспределительной рампы. С одной стороны, невозможно отрицать преимуществ рампы, улучшающей характеристики ДВС (мощность, экономичность, надежность), а с другой — чего стоит этот трехкомпонентный вектор в сравнении понятием "стать", о котором всякий джентльмен во время оно рассуждал по нескольку часов в день, и которое вмещает немыслимо долгую историю отношений человека со прирученными животными; с канувшей в Лету субкультурой постоялых дворов, на которых перекладные по сию пору обретаются, если судить по укорененности этого архаизма?
Гипотеза 1.1 (в стиле эмо). HD-разрешения лишило меня SD-разрешения, в котором я видел столько прекрасного в те времена, когда деревья были больше, трава зеленее и фильмы лучше! Желаю ему за это скорейшей смерти и готов приветствовать любую технологию, которая сотрет его с лица земли!
Гипотеза 2 (психофизиологическая). В маркетинговых текстах то и дело проскакивает утверждение о будто бы присущей UHD-изображениям объемности. На первый взгляд оно представляется бессовестной рекламной уловкой (для развенчивания которой достаточно хотя бы такого рассуждения: страницы КО, пока оно выходило на бумаге, спрессованной из мириада перемазанных типографскими красками целлюлозных ворсинок, обладали практически бесконечным разрешением, но никому не приходило в голову на этом основании приписывать им объемность). Однако, полюбовавшись UHD-телевизорами в общей сложности несколько часов, я вынужден признать: что-то в этих утверждениях есть. Возможно, дело тут в том, что зрительная система, сталкивающаяся с исключительно правдоподобным и высококонтрастным изображением движущегося 3D-объекта, поддается обману, отказывается считать его изображением и принимает плоскую копию за объемный оригинал (искусствоведческие школы различают до 12 способов передачи объема; настоящим постом я предлагаю 13-й: "для передачи объема объект надлежит сменить холст на UHDTV").
Кстати о видео, использовавшемся экспонентами для показа товара лицом: много захватывающих дух сюжетов было получено методом цайтраферной съемки (о своем пристрастии к которому я уже распространялся). Кружение звезд по ночному небосводу; прихотливое струение тонковолокнистых облаков; людские толпы, накатывающие на перекрестки мегаполисов что волны на берег морской. Цайтраферная съемка в формате UHD демократична, ибо доступна всякому владельцу "мыльницы" с разрешением более 8 Мп (полагаю, что помимо своей демократичности она привлекла экспонентов возможностью репрезентировать UHD-разрешение в качестве средства, позволяющего "взглянуть на мир с новой стороны"). Главным критерием при выборе натуры стало изобилие сложных фактур и мелких деталей: отгоняющие мельчайших мух жирафы, заросли кустов, покрытых листиками особо вычурной формы, нечесаные факиры. Суперфотомоделей было немного: похоже, чудо предоставления нежного пушка на щеках и прочих примет девичьей красы в вечное владение кащею-потребителю, исчерпало себя на этапе внедрения HD ("каждая женщина характеризуется радиусом максимальной привлекательности"; это постулировал, кажется, Ландау; возможно, UHD позволяет приближаться к красавицам на расстояние меньше того порогового rmin, по преодолении коего в поле зрения оказываются слепленные максфактором колтуны из ресниц, крупинки пудры в гарнире сально-потовых выделений и прочие неаппетитные подробности, из-за которых Гулливер отказал обитательницам Бробдингнега даже в намеках на сексапильность). Зато было много редких насекомых. Благодаря IFA'2013 узнал о существовании волосатых божьих коровок. Видели когда-нибудь?
Теперь пару слов об имхо преувеличиваемых трудностях, которые, по общему мнению, препятствуют широкому внедрению UHD.
1. Бытует мнение, что внедрение Full HD уже вплотную приблизило размер пиксела к устанавливаемым разрешающей способностью глаза границам, и потому зритель, находящийся на нормальном расстоянии от телевизора, неспособен будто бы оценить выгоды от учетверения количества пикселов. Не верьте! К сожалению, по понятным и непреодолимым техническим причинам не могу проиллюстрировать это различие фотографиями, но оно есть, и для его уловления вовсе не нужно напрягать зрение (конечно, если сюжет подходящий).
Бытует также мнение, что диагональ экрана, позволяющая различить преимущества UHD, это не во всякую квартиру вписывающиеся ~60+ дюймов. Тоже не верьте. Не зря ведь одним из гвоздей выставки стал 20-дюймовый планшет 4K Tablet, с большой помпой презентовавшийся в павильоне Panasonic.
4K Tablet от Panasonic — первый в мире планшетный ПК с разрешением UHD. Слишком громоздкий и дорогой для бытового использования, он предназначен для фотостудий, конструкторских бюро и т.д.
31.5-дюймовый UHD-монитор Samsung
Одна из бесчисленных демонстраций UHD- и HD-телевизоров side-by-side (фото сделано в павильоне Sony). Ввиду трудноразличимости пикселей для невооруженного взгляда, устроители дополнили инсталляцию лупами.
2. Бытует мнение, что ключевым сдерживающим фактором для коммерциализации UHD-техники служит отсутствие UHD-контента. От стендистов нескольких производителей телевизоров приходилось слушать "Вы из Украины? Там у нас дистрибуторов нет. У вас ведь нет UHD-вещания". Не мог на это ответить ничего внятного, ибо для меня телевизор — это исключительно домашний кинотеатр, а от телеканалов я уже лет десять как не жду ничего хорошего, вне зависимости от их разрешения. Действительно, в странах первого мира внедрение UHD-операторами спутникового, кабельного и эфирного ТВ находится покамест в зачаточной стадии, а в менее благополучных местах даже и не планируется. Однако, UHD уже поддерживается YouTube. Он также приобретает все большую популярность в пиратских сетях. Он также выдается на-гора последним поколением видеокарт AMD и GeForce и смарт-медиаплеером IconBIT Toucan (уже поступившим в продажу про цене в ~$100). Он также используется прокатчиками фильмов (стандартное разрешение проекторов в современных цифровых кинотеатрах самую малость превосходит UHD и составляет 4096?2160). Последнее обстоятельство означает, что благодаря H.265 (он же HEVC), а т.ж. многослойным Blu-Ray дискам и скоростному доступу к Сети проблема доставки видеофайлов легко разрешима. Т.о., для предоставления сообществу владельцев UHD-телевизоров доступа к колоссальному количеству популярных фильмов нет никаких существенных препятствий.
Еще можно модернизировать сеть платежных терминалов, которых теперь в каждом гастрономе по нескольку штук. Дополнить их винчестерами и USB 3 — разъемами для заливания UHD-фильмов на носители пользователей:)
Медиаплеер IconBIT Toucan с док-станцией и интегрированной камерой — полноценный "андроидный" компьютер в форм-факторе HDMI-стика. О производительности Toucan'а достаточно свидетельствует его способность в реальном времени декодировать UHD-видео.
Подобные медиаплееры необходимы всем владельцам дешевых китайских UHD-ТВ, лишенных встроенной поддержки кодека HEVC. Владельцам телевизоров от респектабельных брендов они тоже могут оказаться полезными, виду отсутствия гарантий совместимости фирменного бортового ПО с будущими версиями HEVC, которые, конечно, не заставят себя долго ждать (напомню, что хотя изначальной целью создания HEVC было удвоение эффективности компрессирования, нынешние результаты составляют около 50%, а то и того меньше, — напр., версия HEVC от DivX, представленная на IFA в рамках презентации DivX v.10, обеспечивает в сравнении с H.264 выигрыш всего в 30%-40%).
Отметим техническую изощренность подхода к решению проблемы контентного голода, предложенного Sony, выпустившей уже с дюжину фильмов в фирменном формате "Mastered in 4K". Эти Blu-Ray-диски полностью совместимы со стандартным HD-воспроизводящим оборудованием, но каждый кадр записанных на них фильмов (насколько я понял из объяснений стендистов) содержит некую служебную информацию, которая передается по HDMI-кабелю и воспринимается фирменными UHD-телевизорами, использующими ее для восстановления недостающих пикселов. Не сказать, чтобы я был впечатлен демонстрировавшимися в фирменном павильоне результатами этого усовершенствованного апскейлинга, но готов допустить наличие у данной идеи перспектив (вручил стендистам Sony визитки с просьбой переправить их экспертам, могущим посвятить меня в технические тонкости данной технологии, но не очень-то ожидаю что кто-то из них проявит интерес к обсуждению околоконфиденциальной информации с журналистами).
Необходимо признать, что результаты 2D HD-2D UHD-апскейлинга (реализуемого всеми UHD-TV без исключения, но с особенной гордостью демонстрируемого "А-брендами", пытающимися заинтриговать потребителей использованием неких секретных фирменных технологий) обескураживают. На мой вкус, в результате "умной" фильтрации изображения утрачивают естественность и заслуживают сравнения со снимками "мыльниц", оснащенных мультимегапиксельными матрицами и пластиковыми линзами.
Блеск и нищета UHD-апскейлинга средним и крупным планами (в желтом кружке — слово "HANNOVER").
А вот 3D HD-3D UHD-апскейлинг представляется эффективным средством борьбы с контентным голодом: при использовании UHD-телевизоров с пассивными очками его результаты превосходны (пересмотрев на IFA множество 3D-телевизоров, смею уверить: нечего и думать о каком бы то ни было ином способе просмотра "Аватара-2" в домашних условиях). Преимущества 3D-апскейлинга объясняются не алгоритмами, а просто-напросто крохотностью пикселей, из-за которой строки поляризационного "фильтра-матроски" становятся трудноразличимыми.
Разрешение изображений, предъявляемых 3D HD-телевизором с пассивными очками каждому зрительскому глазу, составляет смехотворные по нынешним меркам 540 строк (еще более существенным изъяном этих изображений является изуродованность без труда различаемыми горизонтальными черными межстрочными прогалинами). 3D-изображение с разрешением UHD практически свободно от этих недостатков (по крайней мере, для моих глаз количественный переход от 540 строк к 1080 знаменует собою качественный скачок).
Впрочем, sweet-spot 3D-UHD-телевизорров, — т.е., зона наиболее комфортного просмотра, при покидании которой зритель сталкивается с кросс-токингом или гостингом, — т.е. двоением картинки, обусловленным снижением эффективности сепарации изображений... Так вот, мне показалось, что зона эта сильно ограничена по вертикали, что неудивительно, если принять во снимание следующую иллюстрацию:
Здесь в утрированной форме поясняется, почему при взгляде на 3D UHD -экран сверху глаз зрителя воспринимает вдвое больше красных лучей, ответственных за cross-talking (серые прямоугольники символизируют поляризационный фильтр в разрезе).
Не стал бы преувеличивать значение этого недостатка (если фильм не побуждает зрителя поддерживать позу сосредоточенного внимания, то нечего его и смотреть).
LG продемонстрировала UHD-версию технологии Wireless HRZ Engine, позволящую сопрягать смартфоны и планшеты посредством Wi-Fi с UHD-телевизором для использования последнего в качестве игрового 3D-монитора. Очевидно, пропускная способность современных беспроводных сетей недостаточна для передачи компрессированного UHD-видео (не говоря уже о некомпрессированном). Очевидно также, что графические подсистемы смартфонов неспособны синтезировать UHD-графику в реальном времени. Для обхода этих бутылочных горлышек разработчики снабдили телевизор графическим процессором и модифицировали OpenGL-драйверы мобильного гаджета, сообщив им способность переправлять по сети описания 3D-сцен. Результаты впечатляют. Спросил разработчика, применяют ли они к текстурам алгоритмы "умного" масштабирования и имеют ли ближнесрочные планы коммерциализации, и на оба вопроса ответ получил отрицательный.
Он (UHD-видеоконтент) может, наконец, быть получен с помощью фаблета Acer Liquid S2, который многие обозреватели по праву включили в первую десятку анонсированных на IFA 2013 сенсационных гаджетов.
Выдержка из диалога с сотрудниками Canon, которым, я считаю, пришлось делать хорошую мину при плохой игре:
- Итак, ни одна из ваших ориентированных на массового потребителя новинок снимать в формате UHD не может. Позор! Тайвань обогнал Японию!
- Ну, поддержка UHD-формата — дело нехитрое. Мы считаем, что важно не просто его поддержать, а еще и избежать при этом безобразных артефактов компрессии. Да и вообще, обеспечить то высочайшее качество, к которому привыкли ценители нашего бренда.
Мне удалось немного поснимать Liquid S2 и я остался приятно удивлен качеством: изображение резкое и без "безобразных артефактов". Вот только частота кадров у него, кажется, пониженная (по субъективным ощущениям — ~15 fps; добиться от стендистов разъяснений на этот счет не удалось).
3. Бытует мнение, что переход к UHD-телевизорам затруднен их заоблачно высокой ценой. Год назад, — пока в конкурентную борьбу не бросились китайские производители, — они действительно были дороги; в настоящее же время 4К-телевизоры "А-брендов" с диагональю 55" стоят около $4k (по доллару за столбец пикселей), а UHD-ТВ от китайских компаний — дешевле в 3-6 раз. Насколько я понял, главным недостатком, с которым приходится смиряться покупателям современных UHDTV от безвестных производителей, является отсутствие встроенного HEVC-декодера и поддержки стандарта HDMI 2. По причинам, описанным выше (при обсуждении смарт-медиаплеера IconBIT), первое обстоятельство не заслуживает особого внимания, а второе, имхо, интересно только геймерам: ведь основная выгода стандарта HDMI 2.0 с пропускной способностью в 18 Gpbs (о финализации которого было торжественно объявлено в ходе одной из открывающих IFA пресс-конференций) состоит в возможности передавать 60 кадров UHD-видео в секунду. Мне кажется, для появления заметного количества 60fps-UHD-контента понадобятся многие годы (хотя, возможно, я недооцениваю темпов прогресса). А впрочем, готов признать: наличие HDMI 2.0-разъема делает UHD-телевизор несколько более защищенным от морального устаревания.
Появление на европейском рынке 50-дюймового 3D UHD TV HISENSE, рассчитанного на активные стереоочки, (модель LTDN50XT880XWSEU) ожидается в октябре сего года по цене ~€2k.
TCL (в Европе распространяющая продукцию под более известным у нас брендом Thomson), минувшим летом спровоцировала шумиху, анонсировав небывало дешевый 50-дюймовый UHD-телевизор (стоимостью менее тысячи долларов, служащих психологическим барьером для американского потребителя). Один из типичных тогдашних заголовков гласил: "There's Officially a 50-Inch 4K TV That's Cheaper Than Your TV". На IFA'2013 представители TCL хранили молчание и нагнетали интригу, отбиваясь от атак журналистов, стремящихся разведать, нет ли у фирмы еще подобных сюрпризов в рукаве.
Добро пожаловать на стенд CHANGHONG. Представитель компании с сильным китайским акцентом огласил следующий прайс-лист:
$500-$600 за 39-дюймовую модель фирменной серии UHD-телевизоров UMAX; $800-$1000 — за 50"; ~$1200 — за 55"; ~$2000 — за 58"; ~$4000 — за 65".
Габариты UHD-телевизоров SEKI www.seikidigital.com — от 28" до 65". Цены покамест не установлены, но 28-дюймовый телевизор будет стоить "намного меньше $1000".
Последний гвоздь в гроб мифа о дороговизне UHD-телевизоров вбивает затрапезный стенд фирмы Zhejiang Tianle Digital Electric Co. Ltd., затерявшийся в лабиринтах "чайна-тауна" (обширного павильона со множеством кабинок, занятых no-name-производителями всего на свете — от лже-айфонов и тремпелей с вентиляторами до чайников и кофемолок). Производственные мощности копании позволяют выпускать по полмиллиона телевизоров в год. На заднем плане — 50-дюймовый UHD-телевизор стоимостью $650. От неожиданности забыл поинтересоваться, с доставкой или без.
Минувшая IFA собрала более 142 тыс. посетителей (годовой прирост — 1.4%). Станет ли кто-нибудь из них после увиденного присматриваться к HD в качестве покупателя? Трудно поверить!
Павел Молодчик
ko.com.ua