Гибридное телевидение (HbbTV) – один из способов добавить интерактивности в продукцию телевещателей. Эту технологию уже запустили некоторые европейские страны (Германия, Франция, Австрия, Чехия, Дания и др.). ФГУП "РТРС", следуя общеевропейской инициативе, также планирует внедрить платформу гибридного ТВ на своей сети в 2014 году.
Так, по словам заместителя генерального директора по управлению, эксплуатации и развитию сети РТРС Виктора Пинчука, услуга будет интересна всем телевещателям, вопрос лишь "в полном понимании ее необходимости в конкретный момент времени".
"Пока вещатель не до конца понял, что новые условия формирования рынка рекламы не за горами и подготавливать площадку для мягкой посадки нужно уже сейчас. Лучше прийти к поезду заранее, нежели бежать за ним, потому что всегда есть шанс не догнать",- сообщил он.
Другой вопрос, что российские телевещатели никак не могут достичь состояния "полного понимания". Сама парадигма использования домашнего телевизора в роли абонентского терминала для активного поиска и отображения информации в информационных сетях, по мнению заместителя генерального директора ЗАО "МНИТИ" Константина Быструшкина, весьма и весьма спорная.
Включая телевизор, люди, как правило, хотят отдыхать, а не работать (активный поиск информации - это тоже своего рода работа). Столь же "удобна" и навигация с телевизора в сети Интернет при помощи встроенных веб-браузеров. Одно дело - выбрать нужный фильм или видеопрограмму на Smart-телевизоре, кликнув пару кнопок на нужном виджете в его магазине приложений (где видеоконтент уже систематизирован и предельно комфортно "разложен по полочкам"). И совсем другое дело - самому искать эти фильмы и программы в Сети. Тем более, при помощи пульта ДУ и виртуальной клавиатуры на экране телевизора.
Весьма показательна в этом отношении судьба телетекста, который активно продвигался в России в начале 1990-х годов. Казалось бы, зрители должны были двумя руками ухватиться за возможность прочитать прогноз погоды или свежий номер газеты на экране телевизора. Тем более что в то время не было ни планшетов со смартфонами, ни общедоступного Интернета. И что же? Несмотря на то что к середине 1990-х годов практически все телевизоры выпускались со встроенным декодером телетекста, а аппаратная и программная реализация системы телетекста на передающей стороне включала всего лишь персональный компьютер и одно небольшое устройство (кодер), эта услуга в России (СССР) оказалась абсолютно невостребованной. Ни вещательными компаниями, которые не видели в ней смысла (точнее, способа увеличения прибыли), ни телезрителями.
Существует еще одна причина, которая мешает российским телевещателям прийти к "полному пониманию" необходимости внедрения HbbTV: в России еще не запущен второй мультиплекс, а телеканалы уже платят РТРС за него деньги.
Кроме того, вещателей смущает, почему вдруг государственный оператор стал беспокоиться об их доходах. Ведь он никогда не работал на рекламном рынке и не знает его особенностей. Поэтому гораздо важнее для вещателей и зрителей, чтобы РТРС скорее решила государственную задачу, определенную в федеральной целевой программе развития цифрового телевещания в стране, – строительство и запуск сетей второго мультиплекса. А уж потом можно сосредоточиться и на внедрении различных передовых технологий.
Екатерина Лаштун
ComNews