Вторая часть превосходного исторического экскурса в советское прошлого от наших украинских коллег. Вспомним вместе старые добрые телепередачи, любимых телеведущих и замечательные фильмы, в которых неподдельная братская народня любовь, которая и не снилась нынешним свободным демократическим странам с их толерантностью и любовью ко всем и всему...
В феврале мы начали публикацию цикла статей об истории развития телевидения в бывшем Советском Союзе, автором которого является Василий Гуляев. Материал представляется интересным для многих читателей, поскольку подается с точки зрения рядового телезрителя.
Оглядываясь назад, можно смело признать, что 60-е годы прошлого века по праву называют наиболее успешным периодом в истории СССР: суровое прошлое страны, хоть и с оговорками, было решительно осуждено на самом высоком уровне – на XX съезде КПСС. Закончилась борьба с «формализмом в науке», кибернетикой, генетикой, врачами-убийцами, космополитами и т.д. Люди, хоть и с осторожностью, но поверили в долгожданную свободу слов и мнений.
Наступило время «оттепели», а о предстоящей на смену ей эпохе «застоя» никто из недоброжелателей и откровенных врагов Советского Союза не то что не говорил, но и не подозревал. Это потом они стали твердить, что заранее все предвидели.
С самого начала этого десятилетия стала заметно укрепляться материально-техническая база телевидения: были установлены телетайпы (диковинная новинка по тем временам) для приема новостной информации, улучшилось оснащение съемочных групп техникой, наконец-таки началось поступление оборудования для комплектования студий телевидения. Конечно, распределение в СССР заметно «хромало»: все самое лучшее шло в столицу, а то, что там демонтировалось – поступало в периферийные телецентры. Но даже и это было в определенной степени прогрессом.
В январе 1960 года была создана международная организация «Интервидение», которая изначально предназначалась для организации глобальных трансляций значительных событий в мире. ЦТ СССР вошло в ее состав в январе 1962 года. Однако до этого момента в апреле 1961 года был произведен пробный показ через систему «Евровидение» торжественной встречи в Москве вернувшегося из полета первого космонавта Юрия Гагарина. Технически это было организовано следующим образом: сигнал из Москвы по кабелю поступал в Ленинград, оттуда – в Финляндию и далее по каналам «Евровидения» распространялся на другие страны Европы.
Телевизионный снимок антропометрического манекена в космическом корабле «Восток-3КА» №2, полученный с помощью системы «Трал-Т»-«Селигер» во время стартовых испытаний корабля 25 марта 1961 года. Это был последний перед запуском Ю.А. Гагарина успешный беспилотный испытательный полёт корабля «Восток» по штатной программе. На борту вместе с манекеном находилась собака Звёздочка.
По тем временам в космосе мы были первопроходцами, и серия репортажей на космическую тему рассказывала об успехах и достижениях страны Советов. Особо следует отметить, что в 1962 году состоялся первый телевизионный репортаж с борта космического корабля «Восток-3», а 2 апреля 1963 года телезрители СССР в течение получаса наблюдали за Луной.
Видеомагнитофон «Кадр-1» производился в 1963—1968 годах на Новосибирском заводе точного машиностроения. Всего было выпущено 160 таких аппаратов.
20 февраля 1960 года Центральное телевидение впервые показало концерт, записанный на отечественном видеомагнитофоне «Кадр-1». Можно сказать, что с этого момента начинается история отечественной видеозаписи. Но впоследствии это полезное и нужное устройство было применено властями с целью контроля нежелательных моментов. Программы записывались заранее, а затем из них удалялись все, по мнению цензуры, нежелательные эпизоды.
Учитывая огромные размеры территории Советского Союза, довольно скоро встал вопрос охвата всей страны телевизионным сигналом. На 1 января 1961 года в СССР было запущено 100 мощных и около 170 маломощных передатчиков, что обеспечивало охват телевизионным вещанием примерно 35% населения. Через пять лет число станций возросло до 170 и 480 соответственно, а количество телезрителей увеличилось только на 20%. Стало ясно, что простым увеличением числа передатчиков невозможно охватить вещанием всю оставшуюся территорию, да и строительство и обслуживание радиорелейных линий в некоторые регионы было трудновыполнимой задачей.
Самым оптимальным решением проблемы являлся подъем ретранслятора как можно выше над поверхностью Земли. Предложений и экспериментов было много – даже с использованием воздушных шаров или самолетов, но, конечно, ни один из этих методов ретрансляции не мог сравниться со спутниковой.
В 1965 году был запущен искусственный спутник Земли (ИСЗ) «Молния-1», и проведен удачный эксперимент по передаче сигнала из Москвы на Дальний Восток. По итогам этого эксперимента руководством страны были приняты соответствующие меры, и уже к 1967 году было введено в эксплуатацию 20 наземных станций спутниковой связи «Орбита».
Конечно, они были весьма несовершенны и неэкономичны: представьте, диаметр «тарелки» составлял 12 метров, ее вес вместе с поворотным устройством и системой слежения за спутником достигал 30 тонн, при этом принималась только одна программа ТВ. Зато сигнал из Москвы успешно транслировался на все 11 часовых поясов – от Калининграда на западе до Петропавловска-Камчатского на востоке СССР. Продолжением «Орбит» явились более простые, а следовательно, менее громоздкие станции систем «Экран» и «Москва». Но это все будет значительно позже.
В те же годы была заложена своеобразная «мина замедленного действия» под все наше советское ТВ, которая сработает значительно позже: речь идет о системе цветного вещания типа СЕКАМ (SECAM).
Дело в том, что с марта 1963 года передачи цветного изображения уже велись в тестовом режиме, и среди телевизионщиков-технарей и ученых шло активное обсуждение – по какой же из имеющихся в мире систем цветного телевидения будет в итоге вещать советское?
На совещании по этому поводу выступали специалисты, которые приводили массу доводов «за» и «против» каждой из существующих на то время систем, рассказывали о результатах проведенных испытаний на радиорелейной трассе Москва – Ташкент…
Но тогдашний министр промышленности средств связи (МПСС) В.Д. Калмыков, подводя итоги дискуссии, сразу сказал, что о принятии системы NTSC не может быть и речи, потому что «…как же мы можем принимать американскую систему, когда США ведут войну во Вьетнаме?!». Он не сказал: «ведут войну с нами», но все присутствующие и так понимали, что в той далекой стране американское оружие скрестилось с советским. Что касается системы PAL, то ФРГ, по его мнению, проводила по отношению к СССР враждебную политику – что тут дальше обсуждать?
Это сейчас нам данная ситуация кажется смешной и нелепой, а тогда идеология ставилась во главу угла. Мы во всем шли своим путем. Так что оставался выбор между французской системой SECAM и разработкой НИИР: «Научно-исследовательский институт радио», как и было принято в то время, «переработал» систему PAL и выдал ее за систему собственной разработки.
Надо ли говорить, что параметры НИИР-овской системы по сравнению с оригиналом ухудшились. И даже приверженцы всего отечественного вынуждены были признать, что она явно не конкурент всем имеющимся на то время системам телевизионного цветного вещания. Как быть?
В июле 1966 года в газете ЦК КПСС «Правда» (как тогда и практиковалось) был подведен итог всем сомнениям и мучениям: материал под заголовком «Советско-французская система цветного телевидения» информировал об одновременном принятии в СССР и Франции цветного телевидения «на основе системы SECAM и ее стандарта». Как вы думаете, дорогие читатели, почему это было сделано? А потому, что чуть ранее, в начале 1966 года Франция вышла из состава военного блока НАТО!
К сожалению, этот выбор стал одной из причин упадка как французской, так и советской телевизионной промышленности. СССР отгородился системой СЕКАМ от глобального телевизионного мира.
Не углубляясь далее в дебри технических терминов, скажем только, что принятая совместная советско-французская система цветного ТВ в итоге оказалась малоустойчива к помехам, что создавало значительные цветовые «хвосты» на мелкодетализированных сюжетах. Кто смотрел цветные телевизоры производства СССР, тот, без сомнения, помнит эти «тянучки». Выявились проблемы при трансляции цветного изображения на черно-белых телевизорах. Изображение в системе SECAM к тому же имело меньшую четкость, чем обычное монохромное.
В итоге в настоящее время почти все страны бывшего социалистического блока и даже часть бывших союзных республик постепенно перешли на систему PAL как более совершенную. Однако в России имеется довольно значительный парк телевизоров, работающих в старом стандарте, поэтому пока что у нас все осталось без изменений.
Но вернемся назад, в 60-е. Интересно, какие новые формы телевизионного вещания, программы, телефильмы были созданы в это время?
Прежде всего необходимо отметить художественно-публицистическую программу, называвшуюся первоначально «Телевизионное кафе», а впоследствии – «На огонек», «На голубой огонек», и в окончательном варианте – «Голубой огонек». Название появилось от голубоватого свечения экранов тогдашних черно-белых телевизоров. Вначале это была еженедельная субботняя передача, впервые вышедшая в эфир 6 апреля 1962 года. Постепенно появились трансляции в официальные праздничные дни, а с 1964 года и в новогоднюю ночь. Как это было тогда модным, в эфире шло непосредственное общение простых советских людей с их кумирами в виде концертной программы. В итоге с вариациями и перерывами, но программа сохранилась и до наших дней.
Еще один «любимчик» советских зрителей – программа «Клуб кинопутешествий». С таким названием передача появилась в телевизионном эфире 18 марта 1960 года, ее первым ведущим был известный режиссер и любитель путешествий Владимир Шнейдеров. Кстати, в свое время он создал цикл научно-популярных фильмов «Путешествия по СССР», а также снял, как сейчас говорят, «приключенческий» фильм «Джульбарс», действие в котором происходило на пограничной заставе.
После его смерти в 1973 году программа стала называться «Клуб путешественников». А вести ее стал знаменитый путешественник (в свое время у нас широко освещались его приключения на «Кон-Тики» и «Ра») и врач по профессии Юрий Сенкевич. В октябре 2003 года после смерти ведущего программа была закрыта навсегда.
Чем объяснить популярность этой передачи? Да все очень просто. Простым людям в те годы было крайне сложно выехать за границу, из-за этого с первых выпусков программа стала одной из самых любимых в стране, потому что показывала все те неизведанные и незнакомые места, в которых они не только никогда не бывали, но о которых подчас даже не слышали. И «действительным членом» этого клуба путешественников мог стать любой, кто включал телевизор в воскресный вечер.
Еще одна любимая зрителями телепрограмма, «родившаяся» тогда же – «Здоровье». Первый ее эфир состоялся в 1960 году, он состоял из нескольких пяти- или шестиминутных сюжетов, их комментировал диктор. Позже стали выходить более продолжительные передачи, посвященные одной какой-либо теме. Откровенно говоря, выглядело все это скучновато.
Стало ясно, что передачу должен вести специалист, имеющий медицинское образование и в то же время не лишенный литературного дара. На должность ведущего была приглашена Юлия Белянчикова, молодой специалист, работавший в то время в Центральном институте переливания крови (теперь Гематологический научный центр РАМН), обладавшая фотогеничной внешностью.
Программа с ее участием вышла в эфир 23 февраля 1969 года. Более 20 лет Юлия Белянчикова была бессменной ведущей программы, которая при ее участии стала одной из самых популярных на советском телевидении. За то время, пока она вела «Здоровье», поток писем от телезрителей в адрес программы возрос с 60 до 160 тысяч писем в год. На вопросы телезрителей давались ответы как во время эфира, так и в личной переписке. Для этого в штате программы работали четыре квалифицированных врача-консультанта. Программа существует на российском телевидении до сих пор, ведет ее врач Е. Малышева.
Весной 1968 года на «голубых экранах» появилась удивительно красивая заставка новой передачи с летающими обезьянками и грациозно бегущими страусами под незнакомую ранее волнующую мелодию. Автором знаменитой мелодии был Ариэль Рамирес – аргентинский композитор и пианист. Интересно, что он совместно с испанским поэтом Мерседесом Соса создал песню, известную как «La Peregrinacion» («Паломничество»), специально для кантаты «Navidad Nuestra» («Рождество Господне»), а уж своеобразно ее аранжировал и дал новое название – «Жаворонок» известный нам Поль Мориа.
Оказалось, что за заставкой скрывается совершенно новая на советском телевидении передача – «В мире животных». Ее концепцию придумал и воплотил в жизнь Александр Михайлович Згуриди, режиссер научно-популярных кинофильмов, всю свою жизнь посвятивший изучению животного и растительного мира. Он был очень известным человеком в мире документального кино: в 1949 году удостоен Сталинской премии, трижды – Государственной премии СССР и еще многих наград. А. Згуриди вел передачу до 1975 года.
Далее его работу продолжил журналист газеты «Комсомольская правда» В. Песков, который много путешествовал и «охотился» на зверей и птиц с фотокамерой, является автором увлекательных книг о природе. Эстафету постоянного ведущего принял профессиональный биолог, разносторонний и тонкий знаток животного мира Н. Дроздов, который часто выступает как автор отдельных сюжетов. Программа существует до сих пор, правда, теперь ее «загнали» на кабельные каналы – «не формат» она в современном телевизионном мире.
16 января 1966 года в эфире Центрального телевидения появилась новая развлекательная передача «Добрый вечер». Вам это название ни о чем не говорит? А вот это – «Кабачок 13 стульев»? Именно так стала называться программа с восьмого выпуска. По своему жанру это была юмористическая программа, все действие которой происходило в польском кафе, или проще – в кабачке. Практически все основные роли играли актеры московского Театра сатиры.
Сказать, что «Кабачок» полюбился советским зрителям – значит, не сказать ничего. Передачу боготворили, ремарки и шутки из нее постоянно были в ходу. А уж женщины всего Союза сидели не дыша у экранов и разглядывали прически и наряды «польских» модниц, по зарисовкам которых вскоре предстояло шить свои. Рассказывают, что большим любителем передачи был сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев.
За 15 лет существования программы в эфир было выпущено 133 выпуска. Съемки были прекращены в ноябре 1980 года после обострения политической обстановки в Польше.
Вероятно, правильно говорится, что нельзя войти в одну реку дважды. А в случае с «Кабачком» организаторы это попытались сделать. В 1996 году он появился вновь на экранах. Но, во-первых, согласие на съемки дали всего пять человек, а такие популярные актеры, как Зиновий Высоковский, Ольга Аросева, Михаил Державин и т.д. от этого предложения отказались.
Во-вторых, время уже было иное, и этот воскресший, как птица Феникс, «Кабачок» попросту не прижился. После нескольких вялых программ он как-то вновь незаметно исчез с экранов и на этот раз навсегда.
Успех начавшейся 8 ноября 1961 года передачи «Клуб веселых и находчивых» («КВН») превзошел все ожидания. Программа транслируется до сих пор.
21 октября 1962 года Центральное телевидение показало впервые передачу «Музыкальный киоск». Программа рассказывала о новинках музыки, прежде всего записанных на фирме «Мелодия». В течение 35 лет бессменной ведущей «Киоска» была Элеонора Беляева. В 1995 году передача была закрыта. Спустя 10 лет «Музыкальный киоск» возродился на канале «Культура», но транслируется уже без былой популярности.
21 декабря 1962 года в эфире появилось ежемесячное кинообозрение «Кинопанорама» – в нем рассказывалось о новинках кинематографа. Ведущий в студии представлял тот или иной фильм, рассказывал о его создателях, особенностях производства и проката и т. д., затем демонстрировались отрывки из фильма. По сути, это была своеобразная презентация выходящих на советские экраны художественных фильмов. Транслировалась передача на советском и российском телевидении с 1962 по 1995 год.
Примерно в это же время начинает формироваться такое ранее неизвестное направление в советском телевидении, как спортивная журналистика. Думаю, что все помнят первых «асов» телерепортажей: Вадима Синявского, Николая Озерова, Яна Спарре.
Ну и как же не упомянуть об этой передаче – она являлась самой главной (если уместен такой эпитет) на всем тогдашнем телевидении. 1 января 1968 года из студии на Шаболовке состоялся первый выход в эфир информационной программы «Время». Все, кто смотрел телевизор, ее видели, поэтому особо представлять не надо. После путча 1991 года программа была упразднена, а вновь в эфире появилась под прежним названием в декабре 1994 года. Транслируется на российском ТВ до настоящего времени.
18 января 1963 года была образована Главная редакция программ для детей Центрального телевидения СССР. Ну а раз заговорили о детях, то давайте вспомним и наиболее яркие программы для них.
Что-то странно у автора получается – что ни передача, то с эпитетом «любимая». Ну а как иначе скажешь вот об этой, появившейся впервые на Второй программе ЦТ 1 сентября 1964 года, «Спокойной ночи, малыши». Миллионы маленьких (да что уж там – и взрослых тоже!) зрителей каждый вечер усаживались у экрана, чтобы вновь встретиться со своими друзьями: псом Филей, поросенком Хрюшей, зайчонком Степашкой и вороной Каркушей.
Наибольшие трудности передача претерпела в 90-е годы: ее переводили с канала на канал, сокращали время вещания, изменяли первоначальную концепцию, даже песню «Спят усталые игрушки» заменяли на другую и т.д. В 2001 году программа на короткое время была закрыта совсем. Затем ее стали транслировать по каналу «Культура», который до сих пор не может по разным обстоятельствам принимать половина России. Уже в последние годы были уволены практически все прежние ведущие и набраны новые: по личному мнению автора, не совсем подходящие для этой роли. Программа транслируется и сейчас на каналах «Россия» и «Карусель» (на последнем с обильными рекламными вставками).
3 октября 1965 года первый раз на экранах телевизоров появилась утренняя передача для детей «Будильник». Она выходила в одно и то же время, в 09:30 по воскресеньям и длилась полчаса. Программа транслировалась до 1989 года, а потом была закрыта как не вписавшаяся в новую концепцию телевидения.
Ну и в заключение обзора – как же обстояли дела в 60-е с показом фильмов на экранах страны?
18 февраля 1965 года Центральное телевидение начало показывать первый советский многосерийный телефильм (как сейчас говорят, сериал) «Вызываем огонь на себя». Он был снят на студии «Телефильм» и сразу же обрел огромную популярность.
После этой первой «ласточки» у нас почему-то «прижились» на экранах совместные кинотриллеры: «Ставка больше, чем жизнь», «Четыре танкиста и собака» (оба сняты с польскими кинематографистами), «Нас много на каждом километре» (советско-болгарский) и т.п.
Понятно, что военная тема, да еще поданная в приключенческом варианте, не могла оставить равнодушными зрителей тех лет. Полагаю, что все эти фильмы в особом представлении не нуждаются, а по российскому телеканалу «Звезда» они довольно часто транслируются до сих пор. Хотя вот в Польше почему-то довольно-таки аполитичный фильм «Четыре танкиста и собака» запрещен к показу на телевидении, а «Ставка больше, чем жизнь» транслируется. Странно…
Поскольку студия «Телефильм» размещалась на площадях «Мосфильма», то было решено создать телевизионную студию для создания собственной кинопропродукции. Таким образом, 17 июня 1968 года появилось творческое объединение «Экран». Ну и к слову говоря, 28 ноября 1966 года в Киеве состоялся Первый Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов.
Также, как мы слышали в одной из программ времен перестройки, в СССР секса не было. Так в СССР не было еще и детективов. Произведения этого жанра стыдливо называли приключенческими.
Один из замечательных фильмов этого жанра — «Мертвый сезон» появился на экранах в 1968 году. Можно сказать, что это детектив, а можно — что это приключенческий фильм о шпионах. Хотя нет, шпионы – это у них, а у нас разведчики. Конечно, Донатас Банионис был великолепен!
Очень удачный и по своему стильный двухсерийный черно-белый «Майор Вихрь» (1967 год, объединение «Телефильм») был снят по роману знаменитого впоследствии писателя и журналиста Юлиана Семенова.
По роману Вадима Кожевникова «Щит и меч» режиссером В. Басовым в 1967 году был снят одноименный четырехсерийный телефильм, талантливая игра в котором Станислава Любшина, Аллы Демидовой и Олега Янковского обеспечила ему успех. И в заключение всего лишь упомяну снятые в 1968 году телефильмы «Угрюм-река» и «Операция «Трест».
Старый телецентр на Шаболовке давно уже стал тесен для выполнения своей роли. И было принято решение строить новый — в подробности вдаваться не станем, просто обратите внимание на знаковые даты.
22 апреля 1964 года (день рождения В. И. Ленина) в торжественной обстановке было заложено здание нового 13-этажного телецентра в Останкино для Центрального телевидения. Ну а к 7 ноября 1967 года (50-летие революции) была сдана в эксплуатацию его первая очередь (15% всего объема). А также начала функционировать уникальная антенна — башня из железобетона высотой 540 метров. Начало строительства этой башни – лето 1960 года. Техника телецентров претерпела радикальные изменения. Операторы получили новое поколение студийных камер, оборудованных трансфокаторами. Большие видеомагнитофоны (в телецентрах и передвижных студиях на базе автобусов) существенно изменили характер программ, вещание стало более упорядоченным, исчезли неожиданности, присущие прямому эфиру.
Мы все время говорили о тех, кто создавал телевидение и делал телепрограммы. Ну а зрители – что делалось для них?
В конце 60-х годов уже не новинкой являлись черно-белые телевизоры с экраном 59 сантиметров по диагонали (в начале 60-х в основном диагональ кинескопа была 47 сантиметров). Они выпускались в огромных количествах десятком заводов военных министерств под торговыми марками «Рубин», «Березка», «Чайка», «Фотон», «Каскад», «Таурас», «Электрон», «Темп» и т.д… Появилась переносная модель, способная работать от аккумулятора автомобиля – «Юность — 2».
Итак, подведем итоги десятилетия. К концу 60-х годов в СССР сложилась следующая «раскладка» Центрального телевидения.
Первая общесоюзная программа ЦТ (объем вещания 11 часов в сутки) охватила всю европейскую часть страны и уже продвигалась в Среднюю Азию, Западную Сибирь и Дальний Восток при помощи систем космической трансляции.
10 октября 1967 года по этой программе начались первые регулярные передачи цветного телевидения – по 5 — 6 часов в неделю.
Вторая программа ЦТ (с объемом вещания 6 часов в сутки) предназначалась в основном для зрителей Москвы и Московской области, но ее могли смотреть и в соседних областях. Постепенно стала называться Московской программой ТВ.
Третья программа ЦТ возникла следующим образом. Из предыдущего материала вы помните, что еще в 50-е годы на телевидении транслировались отдельные познавательные передачи для школьников. Даже рубрика существовала: «В помощь школе». И вот в 1965 году Правительство СССР приняло специальное постановление об организации систематического учебного телевещания для школ, вузов, а также врачей, учителей и других групп специалистов. Таким образом была организована Третья учебно-образовательная программа, она начала вещание 3 марта 1965 года.
Уже через два года новый канал работал в среднем по семь часов в сутки, а в годы своего расцвета объем вещания III программы достигал 12 — 13 часов. К сожалению, в годы перестройки в связи с коммерциализацией телевидения вся эта программа была полностью закрыта. Зона ее распространения была небольшой и почти повторяла зону охвата Второй программы.
Четвертая программа Центрального телевидения СССР была предназначена «для людей с повышенными культурными запросами» (так официально объяснялось ее появление) и явилась, по сути дела, предшественницей теперешнего российского телеканала «Культура». Она появилась в эфире 4 ноября 1967 года в 19 часов 30 минут репортажем об открытии нового телецентра в Останкино.
К сожалению, Четвертая программа просуществовала очень недолго – в начале 1970-х она потихоньку исчезла из эфира при формировании новой «Второй общесоюзной программы ЦТ», которую в шутку прозвали «кинотеатром повторного фильма».
Программа «Орбита» (с объемом вещания 5 часов в сутки) начала работу в ноябре 1967 года по спутниковой системе связи «Орбита» как самостоятельная программа для отдаленных районов страны.
Вот, уважаемые читатели, такими были 60-е годы для Центрального телевидения СССР. Конечно, в этом материале не все охвачено или упомянуто, но думаю, что общее представление о «телевизионном» десятилетии есть.