«Никто не обсуждает, каким должно быть Общественное ТВ. Все разговоры — о финансировании». Один из авторов концепции ОТВ скептически оценивает возможности ее воплощения.
Мы исходили из того, что у Общественного телевидения особая миссия и другие механизмы деятельности. Основные задачи ныне действующего ТВ — чисто коммерческие оно существует за счет рекламы, и все подчинено тому, чтобы зрители держали свой телевизор включенным, это нужно прежде всего рекламодателям. Для этого подогревается интерес к скандалам, неприятностям, разного рода страхам, происшествиям, сенсациям.
Какой мотив держать телевизор включенным будет у зрителей Общественного ТВ?
Совершенно другой. Не будет гонки за объемом аудитории. Главные задачи — развитие гражданского общества, развитие самосознания, просвещение, организация дискуссий и выработка консенсуса, чего обычное телевидение совсем не делает, там главное — покричать, продемонстрировать эмоцию. Общественное ТВ должно также заниматься проектными работами, люди должны думать, как улучшить ту или иную сферу. Это должен быть универсальный канал, и он будет отличаться от интернета. Там только информация и политика, общение и самопрезентации. А здесь восприятие зачастую достаточно дорогого и сложного визуального продукта, например телесериала, который формирует сознание намного эффективнее, чем новости.
Довольно неожиданно, что государство хочет еще и финансировать Общественное телевидение.
Не хочет. Государство не собирается вкладывать ни копейки, но готово уговорить государственные банки поделиться частью своей прибыли, положить какое-то количество денег для целевого капитала, который не тратится, но часть процентов с него пойдет на развитие нового ТВ. Кроме того, государство обязуется выполнить ряд чисто государственных функций поддержки. Например, введет ОТВ в список каналов, обязательных для цифровой революции.
То есть вы убеждены, что государство вмешиваться в деятельность канала не будет?
Президент очень хорошо понимает, что этого быть не должно. Что будет на самом деле — трудно сказать. У нас часто самые благие побуждения завершаются печально.
Тем более что и президент скоро поменяется…
И совсем не факт, что новый президент очень уж увлечен идеей Общественного телевидения, у него есть НТВ, ВГТРК, да и Первый канал, которые выполняют нужную ему функцию. Но, может быть, ради того чтобы показать, что мы тоже европейцы, он сочтет нужным и такое ТВ.
После того как Тина Канделаки побывала на эфире у Владимира Познера, пронесся слух, что именно ей будет предложено возглавить ОТВ. Это возможно?
Ее уже и в министры образования записывали, и еще куда-то… Это только разговоры. Кого назначить — будет решать Попечительский совет, а не президент.
Как вы думаете, кому стоило бы доверить такое важное дело?
Не знаю. Руководить таким каналом — задача невероятной сложности, и найти такого человека нелегко. Меня, как участника этого проекта, удивили две вещи. Ни на каком уровне, ни на одном обсуждении ни разу не поднимался вопрос: каким должно быть Общественное телевидение? Чем оно должно отличаться от «России», НТВ, Первого? И никто не задавал основного вопроса: кто из телевизионных талантов годен к тому, чтобы его возглавить? Спорили только о том, будут ли выделены государственные деньги, как новый канал будет управляться, кому подчиняться. Больше ни о чем.
http://newtimes.ru