В свете отключения аналогового эфирного телевещания и перехода на цифровое, в результате чего россияне должны получить бесплатный доступ к двум мультиплексам (20 федеральным телеканалам) в цифровом формате до конца июня 2019 года, вновь поднят вопрос о создании третьего мультиплекса, куда должны быть включены региональные каналы.
Однако политические силы, призывающие к реализации этого регионального проекта, явно не учитывают целый ряд факторов.
На минувшей неделе Совет Федерации РФ принял постановление "О вопросах перехода на цифровое телевизионное вещание в РФ". Представляя документ, председатель Комитета СФ по экономической политике Дмитрий Мезенцев особо отметил, что в нем содержится пункт о необходимости создания в 2020-2021 годах третьего мультиплекса, в состав которого должны быть включены региональные телевизионные каналы.
В целом необходимость создания третьего мультиплекса - правильная идея, поскольку существование многих региональных телеканалов, вещание которых ведется в аналоговом формате, может оказаться под угрозой исчезновения после перехода эфира на цифру. Тем не менее, декларируя создание третьего мультиплекса, инициаторам идеи нужно обратить внимание на целый ряд факторов.
Следует, в частности, учитывать то, что распространение региональных телеканалов по стране неравномерно. В каких-то регионах местных каналов нет вовсе, в то время как в других существует по нескольку ТВ-каналов на регион. Соответственно, открытым остается вопрос о том, как и кто будет выбирать, кому из них войти в новый мультиплекс. В любом случае, если равнять все регионы "под одну гребенку", останутся телеканалы, которые все равно будут не у дел, несмотря на то что в целом третий мультиплекс должен помочь именно им.
Еще один аспект, о котором следует помнить: в России практически нет региональных телеканалов, обладающих собственным контентом для круглосуточного вещания. Однозначного понимания того, как решить этот вопрос, нет, хотя стоит отметить, что еще в 2010 году Национальная ассоциация телевещателей (НАТ) предлагала создать единый банк регионального контента, которым могли бы обмениваться местные каналы, чтобы обеспечивать 24-часовое вещание.
Наконец, важным (если не самым важным) является вопрос источников финансирования создания и эксплуатации третьего мультиплекса. "Российская газета" сообщала, что сенатор Николай Рыжков предложил финансировать его на федеральном уровне. Однако, по словам заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексея Волина, возможность создания третьего мультиплекса рассматривается исключительно при условии регионального финансирования.
Так или иначе, открытым остается вопрос о том, есть ли у всех региональных телеканалов достаточно средств для того, чтобы платить ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС, является исполнителем мероприятий по развитию сети цифрового эфирного вещания) за участие в третьем мультиплексе. А это немаленькие суммы, исчисляемые как минимум в сотнях миллионов рублей на один регион в год.
Для понимания порядка цифр: ранее источник, близкий сразу к нескольким из каналов второго мультиплекса, сообщал о том, что суммарно платеж за федеральное вещание второго мультиплекса составляет 1,3 млрд рублей в год, или по 130 млн рублей на каждый телеканал (см. новость ComNews от 22 ноября 2018 г.).
В состав второго мультиплекса, напомним, входят не самые бедные каналы, среди которых, например, СТС и ТНТ. Но и они, очевидно имея возможность оплачивать участие во втором мультиплексе по всей стране, не торопились этого делать. РТРС развернула сеть второго мультиплекса, которая насчитывала 4956 объектов вещания, еще в 2013-2014 годах. Однако подавляющее большинство передатчиков до конца 2018 года так и не были включены: вошедшие в этот мультиплекс телеканалы оказались не готовы платить РТРС за вещание по всей стране. Многие из них не скрывали, что их интересует только 33 крупнейших города России, в которых проводятся телеизмерения. Только в конце 2018 года 10 телеканалов, входящих во второй мультиплекс, под нажимом государства изыскали средства для оплаты полноценного федерального вещания.
Отметим также, что помощник Алексея Волина сообщал ComNews еще и о том, что создание третьего мультиплекса затруднительно из-за отсутствия свободных частот для него.
Все вышеперечисленные аспекты - только часть того, что нужно учитывать, если стоит задача действительно запустить третий мультиплекс и помочь региональным телеканалам попасть в цифровой эфир. В противном случае третий мультиплекс рискует остаться лишь декларацией или, того хуже, будет реализован так, что пользы от этого не будет никому.
comnews.ru